Федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования (5-9 классы)
I. Общие
положения
1. Федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт)
представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации
основной образовательной программы основного общего образования
образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию[1].
Стандарт включает в себя требования:
к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования;
к структуре основной образовательной
программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению
частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению
обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой
участниками образовательного процесса;
к условиям реализации основной образовательной
программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым,
материально-техническим и иным условиям.
Требования к результатам, структуре и
условиям освоения основной образовательной программы основного общего
образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на
ступени основного общего образования, включая образовательные потребности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья[2] и
инвалидов, а также значимость ступени общего образования для дальнейшего
развития обучающихся.
2. Стандарт является основой для
разработки системы объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени
основного общего образования.
3. Стандарт разработан с учётом
региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской
Федерации.
4. Стандарт направлен на обеспечение:
формирования российской гражданской
идентичности обучающихся;
единства образовательного пространства
Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и
языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации
права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования
на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального
народа России;
доступности получения качественного
основного общего образования;
преемственности основных образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего,
профессионального образования;
духовно-нравственного развития, воспитания
обучающихся и сохранения их здоровья;
развития государственно-общественного
управления в образовании;
формирования содержательно-критериальной
основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной
программы основного общего образования, деятельности педагогических работников,
образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;
условий создания социальной ситуации развития
обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством
личностно значимой деятельности.
5. В основе Стандарта лежит
системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и
непрерывному образованию;
проектирование и конструирование
социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную
деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с
учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся.
6. Стандарт ориентирован на
становление личностных характеристик выпускника («портрет
выпускника основной школы»):
любящий свой край и своё Отечество,
знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные
традиции;
осознающий и принимающий ценности
человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального
российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир,
осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность
образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять
полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и
правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий
свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести
конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения
общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и
экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и
окружающей его среды;
ориентирующийся в мире профессий,
понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах
устойчивого развития общества и природы.
|