ФГОС
Компетентностный подход в ФГОС.
1. Каковы основные цели введения
образовательных стандартов?
Обучение и воспитание обучающихся, отвечающих запросам гражданского
общества.
2. Какова основная функция образовательного стандарта второго поколения?
Обеспечение права на полноценное образование-
обеспечение посредством стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных
возможностей» для каждого гражданина «получения качественного
образования», т. е. уровня образования, представляющего необходимую основу
для полноценного развития личности и возможности продолжения
образования.
Обеспечение единства образовательного пространства
страны.
Обеспечение преемственности основных образовательных
программ начального
общего, основного общего, среднего (полного) общего,
начального
профессионального, среднего профессионального и
высшего профессионального
образования
3. Каковы основные отличия стандартов
первого и второго поколения?
В целях обучения:
1 поколение-усвоение знаний, умений, навыков
2 поколение-формирование универсальных учебных действий
В содержании образования:
1- ориентация на учебно-предметное содержание
2-включение в контекст обучения решение значимых жизненных задач
В организации учебного процесса:
1-учебная деятельность определялась учителем стихийно
2-создание индивидуальных образовательных программ
В формах обучения:
1-основная – фронтальная
2-признание решающей роли учебного сотрудничества
4. Что такое "основная
образовательная программа" и какова ее структура?
Образовательная программа – это программа деятельности
ОУ по достижению
планируемых образовательных стандартов. Включает в себя:
- учебные программы по отдельным учебным предметам;
- программы формирования ОУУД;
- программы воспитания и социализации школьников;
- система оценивания учебных достижений.
5. Какие еще требования к
образовательным результатам, наряду с предметными требованиями
сформулированы в образовательных стандартах второго поколения? В чем
взаимосвязь стандартов второго поколения
и компетентностного подхода?
Требования к результатам общего образования структурируются по
ключевым
задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и
государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные
и личностные результаты.
Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в усвоении
обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках
отдельного учебного предмета, – знаний, умений и навыков, опыта решения
проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.
Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на
базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности,
применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении
проблем
в реальных жизненных ситуациях.
Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в
образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к
себе,
другим участникам образовательного процесса, самому образовательному
процессу и его результатам.
Взаимосвязь – результатом образовательной деятельности становится
формирование
ключевых компетентностей.
Программы
Уважаемые коллеги! Прошу
помощи по следующему вопросу: в конце года на заседании методобъединения
учителей иностранного языка было объявлено, что в новом учебном году к каждому
календарно-тематическому плану необходимо написать и прикрепить рабочую
программу и пояснительную записку. Для нас это новое требование и вызывает
крайнее недоумение. К каждому УМК уже есть программа. Писать опираясь на новые
стандарты (есть только для начальной школы) свою программу - учителю абсурдно.
Никто объяснить не может. Но и вопрос такого "отдыха" летом вызывает
также недоумение.
На
самом деле требование закономерное, и стандарт принят не только для начальной,
но и для основной школы, то есть с 1 по 9 классы. Сами тексты стандартов Вы
можете скачать на сайте - standart.edu.ru
Цитата из стандарта
для начальной школы (но и в стандарте для основной школы то же самое):
Программы отдельных учебных
предметов, курсов должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели
начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
конкретного учебного предмета, курса;
6) содержание учебного предмета, курса;
7) тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся;
8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
КТП и рабочая программа - это
документы, которые определяются и разрабатываются на уровне школы. С введением
стандарта выстраивается следующая иерархия документов, которые организуют нашу
с вами работу, из них материалы для своих программ и берем:
1. На федеральном уровне - ФГОС и Примерная программа по предмету.
Отсюда берете общие цели начального общего образования с учетом специфики
учебного предмета, курса, общую характеристику учебного предмета, курса,
описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета и личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета,
курса (для последнего еще авторская программа нужна).
2. На уровне учебного курса - авторская программа курса (например,
авторская программа курса Enjoy English, или Happy English.ru, или Millie, или
New Millennium English) - в ней показано, какие в рамках конкретного курса
используются методические принципы, как планируется весь курс. Отсюда как раз
берете содержание учебного предмета и курса и тематическое планирование, то
есть пункты 6 и 7 программы по ФГОС.
3. На уровне школы - календарно-тематическое планирование и рабочая
программа. Почему на уровне школы? Потому что именно учитель лучше всех знает
какие в классе дети, сколько часов на какую тему им реально потребуется, какие
условия могут повлиять на работу (например, где-то река разливается и каникулы
смещаются из-за этого, или школа работает по триместрам, или еще какие-то
местные особенности). Мы же под конкретный класс то количество часов увеличим
на тему, или уменьшим, то еще что-то поменяем, не всегда удается по авторской
программе пойти. И авторская, и примерная программа - это только опоры, на
основании которых мы свои планы строим. Теперь впервые в стандарте вообще
сказано что должно в программу курса вообще входить, так что добавляются еще
обязательные элементы из-за стандарта.
По материалам
сайта Englishteachers
|