Категории раздела

Статьи [9]
Английский язык. ФГОС [7]

Вход на сайт

Поиск

ФИПИ

Сообщество

Учительский портал

Веб - круг

Penpals

Students

ВЕБМИКС

ENGLISH

Презентации

Flashcard games

ITeach

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Cats





Пятница, 03.05.2024, 04:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Иностранные языки
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Английский язык. ФГОС

Системно -деятельностный метод на уроках английского языка как способ формирования новых образовательных результатов

Широбокова Л.В.,

учитель английского языка

МБОУ «Менделеевская СОШ»

Карагайский район, Пермский край

 

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться.  Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако, их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.

Сегодня важнее знания о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.

При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение задач, т. е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно - исследовательской, поисково - конструкторской, творческой и др.. В этом случае фактические знания станут следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему. Параллельно с освоением деятельности ученик сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности.

В учебном процессе важно создать взаимодействие школьника. Решение коммуникативной задачи требует сначала сформировать потребность (например, в виде вопросов), потом – как эту потребность реализовать. Ученик может реализовать ее сам, может обратиться к другому. И в этом и в другом случае он вступает в общение: с самим собой или с другим. Ответы на вопросы решают задачу или выводят на новую задачу. Для организации учебной деятельности наибольший интерес представляют задачи интеллектуально – познавательного плана, которые осознаются самим учащимся как жажда знаний, необходимость в усвоении этих знаний, как стремление к расширению кругозора, углублению, систематизации знаний. Это такая деятельность, которая, соотносясь со специфически человеческой познавательной, интеллектуальной потребностью, характеризуется положительным эмоциональным фоном, способствующим мотивации учащегося настойчиво и увлеченно работать над учебной задачей, противостоя другим побудителям и отвлекающим факторам.

Высшая степень проблемности присуща такой учебной задаче, в которой ученик: сам формулирует проблему, сам находит ее решение, решает проблему, самоконтролирует правильность этого решения.

Таким образом, постоянное решение таких учебных задач выливается в систематическую самостоятельную поисковую деятельность, а само обучение превращается в проблемно – развивающее (по М.И. Махмутову), в котором деятельностное начало соотносится с направленностью этой деятельности на личность, которая и должна каким – то образом развиться в результате осуществления ею этой деятельности.

Согласно личностно – деятельностному подходу, в центре обучения должна находиться личность, ее мотивы, цели, потребности, а условием самореализации личности является деятельность, формирующая опыт и обеспечивающая личностный рост. Как пишет Л. С. Выготский, ≪в основу процесса должна быть положена личная деятельность ученика. С точки зрения содержания, учебная деятельность является интегративной частью жизнедеятельности ученика. Содержание учебной деятельности, определяемое как решение учебных задач посредством учебных действий, относится к плану учителя. План ученика – жизнедеятельность, т. е. мотивы, возможности, ситуация выбора, делание для себя и открытия для себя≫ [2]. Для успешности учебного процесса учителем должно быть учтено содержания оценивания, т. е. его способ, результат, участники этой ситуации, их отношения и форма оценивания.

Важным отличием личностно – ориентированного урока является организация учебного материала. К каждому уроку учитель подбирает дидактический материал (иллюстративный, раздаточный и т.п.), позволяющий ему в процессе урока использовать задания разной степени сложности. Ранжирование заданий осуществляется через выявление объективной сложности материала, интереса учащихся к предметному содержанию и их индивидуальных возможностей при выполнении тренировочных, творческих, проблемных заданий.

Домашнее задание предполагает возможность выбора способа его выполнения, а также использование творчества ученика, что может послужить оснащением следующего урока.

Важной особенностью личностно-ориентированного урока является взаимодействие учителя и ученика. Учебный диалог на личностно-ориентированном уроке можно считать специфическим видом технологии. Учебный диалог – не только метод обучения, но и неотъемлемый компонент, внутреннее содержание любого личностно-ориентированного урока.

Учителя иностранного языка осваивают ключевые моменты организации личностно – ориентированного урока:

•признание ученика носителем субъектного опыта, выявление и использование этого опыта в работе;

•участие учеников в организации и анализе урока, учет их мнений при планировании последующих уроков;

•урок представляет собой серию учебных ситуаций, развивающихся в соответствии с инициативой учащихся;

•учитель при планировании времени урока предусматривает возможность гибкого изменения временных рамок для обсуждения, дискуссии и т.д., оговаривая, при этом,  с учащимися план урока;

•на уроке учитель отмечает (наблюдает) индивидуальные предпочтения учащихся в работе с учебным материалом (для составления индивидуального учебного профиля школьника);

•учитель разрабатывает и использует дидактический материал различного типа, вида и формы, позволяющий реально учитывать психофизиологические особенности учащихся;

•преобладает метод проблемного обучения, ориентированного на активизацию самостоятельности детей;

•основной формой взаимодействия является парная и групповая работа;

•учитель и ученики оценивают не только результат деятельности, но и ее процесс (оригинальность, самобытность, своеобразие); ученик сравнивается сам с собой, а не с другими, преобладает направленность на успех; широко используется самооценка и взаимооценка.

 Литература:

1. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление. Развитие личности. М.: Мысль, 2002 г.

2. Ворожцова И.Б. Личностно - деятельностная модель обучения иностранному языку. Ижевск, 2000 г.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996 г.

4. Леонтьев А.А. Психологические аспекты личности и деятельности. ИЯШ, 1978 г. № 5.

Категория: Английский язык. ФГОС | Добавил: дипломат (02.04.2013)
Просмотров: 2261 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024