Мастерская
«Формирование универсальных учебных действий
на уроках английского языка»
Теоретическая часть
1.
Попытаемся раскрыть понятие
«универсальные учебные действия».
В
данной задаче дано более широкое определение термина УУД («умение учиться», способность
личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного
присвоения нового социального опыта).
В
узком смысле термин определяется как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих
его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая
организацию этого процесса.
2.
Работа в группах.
А какие виды УУД вам известны? (личностные,
познавательные, регулятивные, коммуникативные). (Группы представляют свои ответы
на вопрос)
3.
Личностные универсальные учебные действия:
обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить
поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и
умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях
и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности
следует выделить два вида действий:
- действие смыслообразования, т.
е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом,
другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность,
ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое
значение, смысл имеет для меня учение, изучаемый предмет, материал», и уметь
находить ответ на него;
- действие нравственно-этического
оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных
ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Личностные действия позволяют сделать
учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач,
увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Позволяют выработать
свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего
будущего.
Регулятивные
действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним
относятся:
•
целеполагание как постановка
учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся,
и того, что еще неизвестно;
•
планирование – определение
последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
составление плана и последовательности действий;
•
прогнозирование – предвосхищение
результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
•
контроль в форме сличения способа
действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и
отличий от эталона;
•
коррекция – внесение необходимых
дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона,
реального действия и его продукта;
•
оценка - выделение и осознание
учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества
и уровня усвоения.
•
волевая саморегуляция как
способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного
конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные
универсальные учебные действия включают в себя:
•
общеучебные,
•
логические,
•
действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные
действия:
•
самостоятельное
выделение и формулирование познавательной цели;
•
поиск
и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска,
в том числе с помощью компьютерных средств;
•
структурирование
знаний;
•
осознанное
и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
•
выбор
наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
• рефлексия способов и
условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• смысловое чтение как
осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение
необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение
основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов
художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и
формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при
решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных
универсальных действий составляют знаково-символические действия:
— моделирование — преобразование объекта из
чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта
(пространственно-графическая или знаково-символическая);
— преобразование модели с целью выявления
общих законов, определяющих данную предметную область.
Универсальные логические действия включают в себя:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных)
•
синтез
как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая,
восполняя недостающие компоненты;
•
выбор
оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
•
подведение
под понятия, выведение следствий;
•
установление причинно-следственных
связей,
•
построение логической цепи рассуждений,
•
доказательство;
•
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблем это:
•
формулирование проблемы;
•
самостоятельное создание способов решения
проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные
универсальные действия обеспечивают
социальную компетентность и учет позиции
других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в
диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу
сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных действий:
•
планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели,
функций участников, способов взаимодействия;
•
постановка
вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
•
разрешение
конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его
реализация;
•
управление
поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
•
умение с
достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической
формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами
родного языка.
Формировать на уроках УУД можно
используя, может быть кому-то уже известную технологию, - «6 шляп».
4.
Условия для успешного формирования УУД
Условие № 1 для успешного формирования УУД на
всех ступенях образования
- обеспечение преемственности
в освоении учащимися этих действий, учитывая
возрастные психологические особенности развития детей.
Условие
№ 2 для успешного формирования УУД – педагогическая
компетентность учителя.
Учитель играет ведущую роль в формировании учебных
действий у учащихся.
Поэтому подбор содержания урока, разработка конкретного набора наиболее
эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение
планируемых результатов, выбор методов и форм обучения – всё это требует от
педагога грамотного подхода. Важно убедить себя в необходимости снова и
снова возвращаться к осознанию, пониманию и оцениванию собственного
педагогического опыта.
Каждый учитель должен овладеть
актуальными умениями:
1.
Определение функций, содержания и
структуры УУД.
2.
Определение круга учебных предметов, функция и содержание которых адекватно
психологическому содержанию конкретного вида УУД.
3. Выделение конкретной формы данного вида УУД.
4.
Организация полной ориентировочной основы УУД с учетом предметного содержания
учебной дисциплины.
5.
Организация поэтапной отработки УУД, обеспечивающей переход к высшим уровням
выполнения (от материализованной к речевой и умственной форме действия).
6.
Разработка системы задач (заданий), выполнение которых обеспечит формирование
заданных свойств универсального действия (обобщенности, разумности,
осознанности, критичности, освоенности).
Условие № 3 для успешного формирования УУД – включение
в учебную деятельность.
Правильная организация учебной
деятельности состоит в том, что учитель, опираясь на потребность и готовность
школьников к овладению знаниями, умеет ставить перед ними на определенном
материале учебную задачу, умело организует процесс выполнения учащимися учебных
действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция,
оценка).
Условие № 4 для
успешного формирования УУД – создание условий для личностного
самоопределения и самореализации ребенка.
Условие №
5 для успешного формирования УУД – диагностика.
5.
Средства формирования и развития УУД:
•
долгосрочное домашнее задание,
•
система безотметочного обучения,
•
индивидуальные маршруты,
•
социальная практика,
•
система исследовательской работы,
•
создание проблемных ситуаций.
Практическая часть
1.
А теперь предлагаю Вашему
вниманию практическое задание.
На столах
представлены фрагменты тематического планирования новой рабочей программы по
английскому языку. Ваша задача определить, какие УУД могут быть сформированы в
процессе изучения данных тем.
2.
Работа в группах.
При определении
можете воспользоваться вспомогательной таблицей, в которой прописаны все УУД.
3.
Уважаемые коллеги, Вам представлен конспект урока
изучения нового материала по теме «Путешествие» в 7 классе. Ваша задача
определить, какие УУД предполагалось формировать на каждом этапе урока.
4.
Работа в группах.
(Работают в группах.
Выдвигают свои предположения. Обсуждают.)
5.
Приходим к
общему выводу.
Формирование УУД
на уроках английского языка:
1.
Формирование
познавательных действий, определяющих умение ученика выделять тип упражнений и
способы их выполнения:
ученикам
предлагается ряд упражнений, в котором необходимо найти схему, отображающую
логические отношения между правильными данными и неправильными, иными словами
вспомнить правило, которое подходит для выполнения упражнения. Предметом
ориентировки и целью выполнения различных заданий по английскому языку
становится не конкретный результат, а установление логических отношений между всеми
данными, что обеспечивает успешное усвоение общего способа выполнения
упражнений. В процессе чтения, слушания, письма, при выполнении упражнений у
учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза,
классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и
необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебных упражнений,
производить анализ и преобразование информации (используя при выполнении самых
разных упражнений по английскому языку простейшие предметные, знаковые,
графические модели (буквы или звуки), таблицы, тексты, строя и преобразовывая
их в соответствии с содержанием упражнений.
2.
Коммуникативные
действия, которые обеспечивают возможности сотрудничества учеников:
умение
слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную
деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и
уметь договариваться (работа в парах, группах).
В
процессе изучения английского языка осуществляется знакомство с иностранным
языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения или мнения
с использованием клише (устойчивые выражения) и понятий, формулировать вопросы
и ответы в ходе выполнения упражнений, доказательства правильности и
неправильности высказываний, обосновывают этапы построения диалога или монолога.
Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать
в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых или больших группах.
3.
Формирование
регулятивных действий - действий контроля:
приемы самопроверки и взаимопроверки заданий.
Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок
(графические, орфографические, грамматические и т.д.). И для решения этой
задачи можно совместно с детьми составить правила проверки текста, определяющие
алгоритм действий.
В
процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей
деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану,
оценивать и корректировать полученный результат. В современном образовании
многие УМК по английскому языку имеют уже готовые тексты работ для
самопроверки, что позволяет самостоятельно каждому ребенку определить свои
плюсы и минусы по пройденному материалу.
4.
Личностные
действия:
самостоятельно определять и высказывать
самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве
(этические нормы общения и сотрудничества). Конечно же иностранный (английский)
язык для любого ребенка незнаком и сложен, но при правильно построенном уроке ил внеклассном
мероприятии, будет легко и учителю, и ученику. И самое главное необходимо проводить
рефлексию для ученика на уроке и для учителя после урока.
1.
Критериями оценки сформированности
универсальных учебных действии у учащихся являются:
• соответствие
возрастно-психологическим нормативным
требованиям;
• соответствие
свойств универсальных действий заранее
заданным требованиям;
• соответствие требованиям к уровню языковой подготовки оканчивающих
начальную школу (Федеральный компонент государственного образовательного
стандарта начального образования).
6.
Спасибо за внимание.
Успехов!
Литература:
2. Балашова А.И.,
К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А. И.
Балашова, Н. А. Ермолова, А. Ф. Потылицына // Муниципальное образование:
инновации и эксперимент. - 2009. - № 5. - С. 69-73.
3. Булин-Соколова
Е.И., Читаем ФГОСНО, пишем ООП, включая ИКТ в ПФУУД / Е. И.
Булин-Соколова, А. Л. Семёнов // Народное образование. - 2010. - № 7. - С.
21-30.
4. Карабанова О. А., Что такое
универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова //
Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.
5. Перминова
Л.М., Взаимосвязь стандартов первого и второго поколений / Л.
М. Перминова// Народное образование. - 2010. - № 7. - С. 209-216.
6. Формирование
универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система
заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. :
Просвещение, 2010. - 159 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.:
с. 155-158. - ISBN 978-5-09-020588-7.
|