Младший школьный возраст – вершина детства. У детей еще есть такие детские качества, как наивность и легкомысленность. Но они уже постепенно утрачивает детскую непосредственность в поведении, начинают иначе размышлять.
Ведущая деятельность у учеников начальной школы - учебная. Она определяет те изменения, которые происходят в психике у школьников данного возраста. Во время учебной деятельности складываются психологические новообразования, которые характеризуют наиболее значимые результаты в развитии ребенка.
Младший школьный возраст - это период активного развития и преобразования познавательных процессов, которые становятся более осознанными и произвольными. Ученики учатся управлять такими психологическими процессами, как вниманием, памятью, мышлением.
Интерес детей привлекает многое, особенно то, что выходит за пределы их собственного опыта. Другие города, другие народы, их обычаи и традиции, деятельность – все это привлекает большое внимание у школьников. Происходит развитие кругозора ребенка, при этом он развивается как личность.
Чтобы раскрыть сущность определения «познавательный интерес», обратимся сначала к понятию «интерес».
Понятие «интерес» рассматривается различными авторами и имеет множество трактовок. Н.Ф. Добрынин [17], С.Л. Рубинштейн [37] и А.Г. Ковалев [23] рассматривают интерес с психологической стороны. Так, С.Л. Рубинштейн [37] раскрывает это понятие как проявление умственной и эмоциональной активности. А.Г. Ковалев дает более полное определение и приводит следующую трактовку: «Интерес – нестандартное отношение личности к объекту, вызванное осмыслением его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью»[23, С. 35].
Г.И. Щукина [44] считает, что интерес выступает перед нами как тенденция, потребность человека заниматься определенной областью явлений, которая приносит удовлетворение. Он может выступать мощным побудителем активности личности.
Н.Г. Морозова [29] характеризует интерес тремя обязательными моментами. К первому моменту автор относит наличие положительных эмоций по отношению к деятельности, второй момент включает наличие положительной стороны эмоций, третий момент определяется наличием мотива, идущего от выполняемой деятельности, т.е. деятельность должна привлекать и побуждать учеников ей заниматься.
Как мы видим, интерес формируется и развивается в деятельности.
Проанализировав несколько определений, которые отражают сущность понятия «интерес», можно вывести главное понятие интереса, которое определил М.Н. Скаткин. Он определял его следующим образом: «Интерес – это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению)» [40, С.123].
Важнейшей областью интереса является познавательный интерес. Он включает в себя все функции интереса, как психического образования, избирательный характер, наличие интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов.
Познавательный интерес можно рассматривать с различных сторон. Л.С. Рубинштейн [37] и М.Ф. Беляев [3] связывают его с удовлетворением потребности в знании.
Согласно мнению Г.И. Щукиной, познавательный интерес – это избирательное отношение личности к окружающему миру, к его объектам и явлениям [44]. А.Н. Леонтьев [25], Л.И. Божович [6], Ю.К. Бабанский [1] рассматривали познавательный интерес как важный фактор успешности овладения знаниями.
Л.С. Выготский считал, что познавательный интерес является «верным выражением инстинктивного стремления; указанием на то, что деятельность ребенка сходится с его ограниченными способностями» [10, С.136].
Э.В. Маклаева [27] в своей статье опирается на понятие Л.С. Выготского и связывает познавательный интерес с побуждением к исследовательской деятельности относительно «значимого» предмета или явления.
Н.Г. Морозова [29] понимает под познавательным интересом эмоционально-познавательное отношение к предмету или действительности, переходящее в направленность личности.
И.Ф. Харламов[42] дает схожую с Н.Г Морозовой трактовку и пишет о том, что познавательный интерес это эмоционально-окрашенная потребность, которая проходит стадию мотивации и придает деятельности человека увлекательный характер.
В.С. Ильин [21] предполагает, что основа развития познавательного интереса это преодоление ребенком противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, т.е. теми потребностями, которыми он обладает на данный момент.
И.А. Сапронов [38] определяет познавательный интерес как причину, обозначавшую познавательно-эмоциональную позицию ученика. Он считает, что интерес - это отражение сложных процессов, происходящих в мотивационной сфере.
М.С. Якимова [45] обращает внимание на то, что познавательный интерес является одним из важных мотивов учения школьников. Эмоциональная деятельность в младшем школьном возрасте занимает особое место, и автор выделяет эмоциональное отношение к миру как ключевое.
В своей статье М.С. Якимова [45] также выделяет стадии развития познавательного интереса, такие как, интерес-переживание, интерес-направленность, интерес-потребность.
Первая стадия – интерес-переживание, меняется при соответствующих условиях в мотивах деятельности. Интерес-направленность способствует тому, чтобы школьник смог самостоятельно осмыслить, оценить объект своего интереса. Третья стадия, интерес-потребность, указывает на изменение интереса в устойчивую личностную характеристику. Проанализировав данные стадии, можно установить направление развития познавательного интереса: от созерцательного отношения к деятельностному участию.
Проанализировав различные трактовки «познавательного интереса», можно вывести главное определение, которое дала Г.И. Щукина. Она охарактеризовала познавательный интерес у младших школьников, как свойство личности, включающее в себя мотивационный, содержательно-деятельностный и эмоционально-оценочный компоненты, которая возникает при включении младших школьников в значимую для них деятельность [44].
В развитии познавательного интереса можно выделить несколько уровней – любопытство, любознательность, познавательный интерес, творческий интерес. Данные уровни определяют степень влияния познавательного интереса на личность.
Любопытство – начальный уровень познавательного интереса. Оно определяется внешними обстоятельствами, привлекающими внимание человека. На данном уровне стремления к познанию нет, но оно может служить начальным толчком. Любопытство – это стремление узнать что-то новое. Интерес данного уровня – фрагментарный, ситуативный, связанный с переживаниями в данный момент. Данный уровень характерен для младшего школьного возраста, так как ему интересно все. Интерес имеет яркую эмоциональную окраску, но данный интерес неглубок. В старшем возрасте любопытство не исчезает, оно приобретает иную форму [2, C.40].
Более высокий уровень познавательного интереса – любознательность – это готовность учеников глубже анализировать явления действительности. На данном уровне еще присутствует интерес к описаниям, но он носит поисковый характер, связанный с желанием получить более глубокие знания. Активность исходит со стороны самого человека, а не с внешней стороны. Для ученика становится привлекательной сама деятельность. Младший школьник становится субъектом деятельности. Затем идет переход на более высокий уровень [2, С.40].
Следующий уровень это собственно познавательный интерес. Он характеризуется тем, что школьник сам занимается поиском интересующей информации, ее анализом [2, С.41].
Под творческим интересом понимают такой уровень познавательного интереса, когда ученик стремится осуществить самостоятельную, творческую, поисковую деятельность. Этот интерес в основном связан с определенной отраслью знаний [2, С.41].
Школьник может находиться на одном из четырех уровней познавательного интереса в разные периоды обучения, переход с низкого уровня на высокий уровень очень индивидуален.
Г.И. Щукина [44] пишет, что уровни развития познавательно интереса не сменяют друг друга последовательно. Они сосуществуют, но для каждой возрастной группы характерно свое соотношение этих уровней.
Познавательные интересы формируются у детей в дошкольном возрасте. Старший дошкольник может прийти в образовательное учреждение начального общего образования с развитым кругозором, а также с информацией, которая не входит в содержание учебной программы. Но знания, которые были приобретены ребенком в дошкольный период, еще не систематизированы, их преобразование в логичную картину мира происходит с помощью учителя. Но если ребенок, поступая в школу, продолжает удовлетворять свои познавательные интересы за рамками школьного обучения, то процесс обучения для него будет равнодушным и не дающим ожидаемого результата [19, С.75]. Младший школьный возраст является временем для накопления знаний об окружающем мире и собственных отношений к нему. Познавательная активность является особенностью здоровой психики, а любознательность направлена на получение знаний об окружающей действительности. Развитие познавательного интереса происходит именно в младшем школьном возрасте и важно не упустить данный момент. Переход познавательного интереса в учебный интерес можно также отнести к развитию познавательного интереса. Младший школьник самостоятельно занимается поиском информации по проблеме, а затем стремится к познанию в конкретной науке. У учеников данного возраста учебный интерес носит ярко выраженный эмоциональный характер. Они стараются завершить действие и как можно быстрее получить результат [12,С. 12].
При анализе психолого-педагогической литературы и практической деятельности выявлены следующие показатели развития познавательного интереса:
- конкретные знания, умения, навыки, их качество и степень обобщенности;
- уровни развития психических процессов: внимания, памяти, воображения;
- уровень формирования мышления младшего школьника (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, конкретизация, абстракция) [4, С.193].
Вопрос активизации познавательной деятельности особенно актуален в условиях модернизации современного образования. Познавательные возможности и исследовательские умения являются основными компетенциями в учебной деятельности. Учащиеся приобретают следующие умения в познавательной деятельности:
- искать – означает умение находить нужную информацию разными способами: узнавать необходимый материал у родителей, одноклассников, друзей; консультироваться с учителями; работать с информационными источниками;
- думать – находить взаимосвязи между прошлым и настоящим, обращаться к своему личному опыту, подвергать сомнению различные высказывания, уметь противостоять трудностям, грамотно выражать свою точку зрения в дискуссиях, а также защищать свое мнение;
- планировать свои действия – в процессе выполнения задания четко представлять намеченную цель, продумывать последовательность действий, осмысливать каждый шаг и уметь рассчитывать собственные силы;
- сотрудничать – взаимодействовать в группах, принимать совместные решения, урегулировать конфликты, адекватно воспринимать критику других, уметь слушать и договариваться со всей группой, принимать свои обязанности;
- приниматься за дело – присоединятся к работе без напоминания других людей, нести ответственность в общем деле, вносить свой вклад в деятельность группы, адекватно оценивать достигнутый результат;
- адаптироваться – означает умение применять ранее полученные знания в незнакомой ситуации, использовать иные подходы при выполнении нестандартных заданий, а также преодолевать трудности, которые возникают при решении данных заданий [9, С.30].
Теория становится ближе, а деятельность жизненно значимой при наличии познавательного интереса.
Развитие познавательного интереса тесно связано с активностью личности. Познавательная активность углубляет познавательный интерес, а познавательный интерес порождает инициативность.
Учитывая характер познавательной деятельности субъекта, ученые определяют несколько уровней активности:
- репродуктивно-подражательная активность, которая предполагает накапливание опыта своей деятельности;
- поисково-исполнительская активность отражает самостоятельное понимание задачи и нахождение пути ее решения;
- творческая активность представляет собой постановку задачи самим учеником, пути решения которые являются новыми и оригинальными [22, С.45].
Развитие познавательного интереса представляет один из лучших вариантов тогда, когда оно происходит в соответствии с логикой учебной предмета и логикой самоопределения учащегося равномерно.
|