Аннотация.. Исследование проводилось на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы, сравнения, обобщения и конкретизации информации. Разработанный психолого-педагогический проект по развитию познавательного интереса у младших школьников может быть использован в условиях общеобразовательных организаций.
Ключевые слова: познавательный интерес, младший школьный возраст, универсальные учебные действия, психолого-педагогические подходы, познавательная деятельность, учебные мотивы, педагогические условия, личность педагога, интеллектуальная активность, игра.
Актуальность предпринятого исследования обусловлена теми задачами, которые ставит перед современной школьной педагогикой Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)[2]. Данным документом признаётся особое значение младшего школьного возраста с точки зрения последовательного обучения и развития цельной и всесторонне развитой личности.
Тем самым перед педагогами начальной школы ставится ряд конкретных задач, которые призваны создать соответствующие условия для формирования гармонично развитого гражданина, чьи личностные особенности соответствуют требованиям и запросам современного общества, в том числе:
- в начальной школе закладывается стремление к получению знаний;
- в младшем школьном возрасте ребёнок осваивает навык активной работы с поступающей информацией, а также самостоятельного поиска нужных сведений и знаний;
- под руководством педагогов младший школьник осваивает навыки и умения, которые связаны с исследованием новых для него знаний, отбором и обработкой необходимой информации, её систематизацией.
Достижению данных задач, формирующих полноценного члена информационного общества, в немалой степени способствует заложенный в начальной школе познавательный интерес, который получает целенаправленное развитие в течение всего периода обучения в образовательных учреждениях. Действительно, на сегодняшний день уже доказано, что развитие познавательно-мотивационной сферы в младшем школьном возрасте положительно влияет на обучаемость и способность к развитию на протяжении всей жизни[20].
В структуре образовательной программы современной начальной школы, согласно ФГОС НОО, предусматриваются урочная деятельность и внеурочная. Каждый из этих структурных элементов программы может быть задействован для реализации задачи по формированию и развитию познавательного интереса младших школьников.
При этом от педагога начальной школы ожидается использование всех возможных методов вовлечения учащихся в предлагаемые действия, мотивации их на проявление активности и самостоятельности. Ведь реалии современного общества таковы, что у детей зачастую снижен общий интерес к получаемой информации, а плотность информационного потока в повседневной жизни еще более повышает уровень подобной нагрузки. Порой даже взрослые люди с трудом справляются с потоками информации, которые в современном мире стали значительно более насыщенными. Психика же ребёнка реагирует на такие перегрузки ещё острее – у них снижается не только интерес к обучению, но теряется инициативность и активность. Младшие школьники меньше стремятся к познанию, и в итоге это влечёт за собой устойчивое понижение качества их знаний по многим учебным предметам.
Таким образом, становится очевидным серьезное влияние, которое может оказать целенаправленное и системное формирование познавательного интереса с первых лет школьного обучения для всего будущего становления личности человека (в том числе и как профессионала, работающего в условиях стремительно меняющейся информационной экономики).
Требования ФГОС НОО определяют системно-деятельностный подход в качестве приоритетного, и это особенно важно потому, что данный подход дает возможность исключить механические заучивания школьных правил, а ориентироваться на практическое применение полученных знаний в реальной жизни. Такая концепция положительно влияет на то, насколько устойчиво и последовательно формируется система универсальных учебных действий (УУД) и как происходит формирование у младших школьников такого важного качества, каким является познавательный интерес.
Теоретическая изученность данного вопроса можно оценить как достаточно высокую, поскольку актуальность темы развития познавательного интереса у детей имеет признанную актуальность в современном мире. Данная проблема попадала в фокус научного внимания
Важность развития компонента познавательной активности и познавательного интереса обосновывается в работах таких авторов, как А.И. Быков[7], И.В. Кураева[18], С. И. Машкова[23] и др. Они ссылаются на современные исследования, которые свидетельствуют о необходимости формировать личность подрастающего человека в соответствии с требованиями современного информационного общества, используя для этого возрастные особенности, присущие младшему школьному возрасту.
Систематизировать современные познания в области возрастной психологии и тех возможностей, которые предоставляются для направленного психологического воздействия на учащихся в разных возрастных категориях, призваны работы таких исследователей, как М.Н. Горяева[12], Ф.Д. Каримова[17] и др.
При этом использовать предлагается специфические возможности, которые возникают как в учебной деятельности, так и во внеурочной работе, что отражено в работах таких педагогов-практиков, как П.В. Вилкина[8], Н.К. Ивашовой[14] и др.
Исследователи данной проблематики сталкиваются с тем, что на процессы усвоения учебного материала и на получаемый образовательный результат воздействуют многие факторы:
- мотивация ребенка к обучению и способность взрослых стимулировать эту мотивацию;
- уровень сформированности у ребенка познавательного интереса и способность находить способы его реализации в повседневной жизни;
- состояние здоровья ребенка, проживаемый ним социальный опыт и жизненные ситуации;
- используемые педагогом средства и формы обучения.
Если говорить о задаче сохранения здоровья у подрастающего поколения, то достаточный уровень сформированности познавательного интереса у младшего школьника к своему здоровью является компонентом формирования правильного отношения к собственной жизни и закладывает фундамент для многих полезных привычек на будущее. Это также можно отнести к ключевым задачам современного образования, которые решаются в начальной школе и имеют стратегическое значение для развития личности.
Следует также отметить недостаточное обеспечение вопросов использования в начальной школе современных педагогических технологий и возможностей прикладных информационных решений, которые вызывают интерес у подрастающего поколения и соответствуют его восприятию окружающего мира.
Подобные подходы позволяют направить развитие ребенка в нужное русло и использовать точки приложения его природного интереса для решения важных педагогических задач – таких, например, как целенаправленное развитие познавательного интереса, что отмечается в работах П.Ю. Иноходцева[15].
Инновационные подходы к решению педагогических задач рассматриваются также в работах Е.А. Дыковой, причем в фокус её научного внимания попадает именно та возрастная категория, которая интересует нас в рамках данного исследования – то есть младшие школьники[13].
В настоящее время педагогу начальной школы требуется творчески подходить к организации учебных и воспитательных процессов с тем, чтобы активировать развитие познавательного интереса у современных школьников. Однако традиционные подходы к педагогической деятельности не дают достаточной эффективности, поскольку изменилась не только образовательная парадигма, но и социальные условия, в которых растут и воспитываются современные дети. О том, какие именно методы работают в сегодняшних условиях на развитие познавательного интереса младших школьников, пишет в своих работах Ф.Д. Нуреева[29].
Следует также отметить то значение, которое имеют для проведения точной и объективной диагностики прикладные инструменты, которые приведены в книгах В.В. Пинигина[30] и В.И. Пятыровой[32].
Таблица 1 – Классификация интересов человека
Познавательные интересы, представлены в таблице 1, относятся к универсальным – то есть способны проявляться как в определенных ситуациях (реализуются через чувство любопытства по отношению к чему-либо), либо носят устойчивый характер (реализуются через выраженное отношение к чему-либо). Познавательный интерес, как пишет О.Ю. Акименко, является частью потребности человека ориентироваться в окружающей обстановке[4]. Через поведение человека можно связать проявляемый ним интерес с познавательной деятельностью.
Познавательный интерес является частью структуры познавательной деятельности, который развивается под воздействием множества важных факторов. В частности, Ю.Д. Борисова относит к наиболее значимым факторам, влияющим на процессы формирования познавательного интереса у детей и подростков, следующие:
1) личность учителя, который воспринимается обучаемыми не только через призму предмета школьной программы, но и с точки зрения наличия или отсутствия у него привлекательных человеческих качеств и свойств характера;
2) выбранные виды познавательной деятельности, которые могут существенно различаться и подкрепляться разным обеспечением, тем самым вызывая у школьников разный уровень эмоциональной вовлеченности;
3) конкретные формы организации учебного процесса, которые нацелены на достижение разных результатов и также различаются по способам взаимодействия;
4) содержание программы обучения и возможность вариативности в подаче материала;
5) обучающие средства и методы, которые используются в данном учебном учреждении и находятся в приоритете у данного преподавателя[6].
Таблица 2 – Факторы формирования познавательного интереса у школьников
Анализируя приведенные в таблице 2 данные, можно отметить, что важнейшее место среди факторов, способствующих формированию у школьников познавательного интереса, занимает именно личность педагога. От этого фактора зависит и выбор средств и форм обучения, и разнообразие обучающей информации, и используемые методы. Поэтому именно через призму личности учителя в педагогике принято рассматривать понятие познавательного интереса.
В то же время с точки зрения исследователей-психологов познавательный интерес представляет собой категорию, которая реализуется через удовлетворение естественной человеческой потребности познавать новое, стремление к определенным информационным или аналитическим целям, обработку коммуникационных и иных внешних сигналов.
Применительно к задачам формирования учебных мотивов следует понимать еще такой аспект проявления познавательного интереса, как познавательный мотив, которые подразделяются на следующие основные типы[6]:
- мотивы учебно-познавательного характера – обучающийся нацелен освоить способы добывания нужных ему знаний (идёт освоение методов и форм научного познания, развитие навыков самостоятельной регуляции учебы и умения организовать свою работу);
- мотивы общего характера – обучающийся воспринимает новые знания как инструмент для достижения интересующих его возможностей (повышение статуса, влияние в своей коммуникационной среде, уважение окружающих и др.);
- мотивы самообразования – обучающийся ищет и совершенствует способы, позволяющие ему добывать нужные знания.
Именно перечисленные мотивы можно расценивать как выражение познавательного интереса школьников, поскольку они реализуются как природный двигатель поведения детей и может характеризоваться как инстинктивное стремление к удовлетворению органических поведенческих и интеллектуальных потребностей человека в определенном возрасте.
Следует также отметить, что в вопросах формирования познавательного интереса в школьном возрасте важно понимать предмет, на который будет направлен данный интерес. В этом ключе любой обучающий процесс должен быть выстроен, исходя из четко осознаваемого воздействия следующих факторов[4]:
- имеющиеся в каждом случае внутренние мотивы учиться;
- насколько грамотно и последовательно выстроена структура учебной деятельности (взаимосвязь компонентов, коммуникация и пр.);
- насколько осознает обучаемый те цели, которые поставил перед собой;
- совпадение ценностей обучаемого со смыслом обучения;
- эмоциональный фон, которым сопровождается учебный процесс.
Таким образом, рассматривая формирование познавательного процесса как педагогическую и психологическую задачу, можно выделить отдельные аспекты данного феномена: с точки зрения педагогики, развитый познавательный интерес способствует максимальному усвоению учебного материала; а с точки зрения психологии создает почву для создания внутренних учебных мотивов.
При этом познавательный интерес следует рассматривать как частное проявление интереса как такового – то есть направленного фокуса внимания человека на возможности для удовлетворения какой-либо имеющейся потребности через сочетание интеллектуального компонента с эмоциями и волевой сферой. Следует также учитывать, что познавательный интерес – не то качество, которое присуще человеку с самого рождения, и его нужно целенаправленно и последовательно формировать в ребенке. С этой точки зрения младший школьный возраст наиболее полно соответствует поставленным задачам.
2. Особенности развития познавательного интереса у младших школьников
Младший школьный возраст – вершина детства. У детей еще есть такие детские качества, как наивность и легкомысленность. Но они уже постепенно утрачивает детскую непосредственность в поведении, начинают иначе размышлять.
Ведущая деятельность у учеников начальной школы - учебная. Она определяет те изменения, которые происходят в психике у школьников данного возраста. Во время учебной деятельности складываются психологические новообразования, которые характеризуют наиболее значимые результаты в развитии ребенка.
Младший школьный возраст - это период активного развития и преобразования познавательных процессов, которые становятся более осознанными и произвольными. Ученики учатся управлять такими психологическими процессами, как вниманием, памятью, мышлением.
Интерес детей привлекает многое, особенно то, что выходит за пределы их собственного опыта. Другие города, другие народы, их обычаи и традиции, деятельность – все это привлекает большое внимание у школьников. Происходит развитие кругозора ребенка, при этом он развивается как личность.
Чтобы раскрыть сущность определения «познавательный интерес», обратимся сначала к понятию «интерес».
Понятие «интерес» рассматривается различными авторами и имеет множество трактовок. Н.Ф. Добрынин [17], С.Л. Рубинштейн [37] и А.Г. Ковалев [23] рассматривают интерес с психологической стороны. Так, С.Л. Рубинштейн [37] раскрывает это понятие как проявление умственной и эмоциональной активности. А.Г. Ковалев дает более полное определение и приводит следующую трактовку: «Интерес – нестандартное отношение личности к объекту, вызванное осмыслением его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью»[23, С. 35].
Г.И. Щукина [44] считает, что интерес выступает перед нами как тенденция, потребность человека заниматься определенной областью явлений, которая приносит удовлетворение. Он может выступать мощным побудителем активности личности.
Н.Г. Морозова [29] характеризует интерес тремя обязательными моментами. К первому моменту автор относит наличие положительных эмоций по отношению к деятельности, второй момент включает наличие положительной стороны эмоций, третий момент определяется наличием мотива, идущего от выполняемой деятельности, т.е. деятельность должна привлекать и побуждать учеников ей заниматься.
Как мы видим, интерес формируется и развивается в деятельности.
Проанализировав несколько определений, которые отражают сущность понятия «интерес», можно вывести главное понятие интереса, которое определил М.Н. Скаткин. Он определял его следующим образом: «Интерес – это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению)» [40, С.123].
Важнейшей областью интереса является познавательный интерес. Он включает в себя все функции интереса, как психического образования, избирательный характер, наличие интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов.
Познавательный интерес можно рассматривать с различных сторон. Л.С. Рубинштейн [37] и М.Ф. Беляев [3] связывают его с удовлетворением потребности в знании.
Согласно мнению Г.И. Щукиной, познавательный интерес – это избирательное отношение личности к окружающему миру, к его объектам и явлениям [44]. А.Н. Леонтьев [25], Л.И. Божович [6], Ю.К. Бабанский [1] рассматривали познавательный интерес как важный фактор успешности овладения знаниями.
Л.С. Выготский считал, что познавательный интерес является «верным выражением инстинктивного стремления; указанием на то, что деятельность ребенка сходится с его ограниченными способностями» [10, С.136].
Э.В. Маклаева [27] в своей статье опирается на понятие Л.С. Выготского и связывает познавательный интерес с побуждением к исследовательской деятельности относительно «значимого» предмета или явления.
Н.Г. Морозова [29] понимает под познавательным интересом эмоционально-познавательное отношение к предмету или действительности, переходящее в направленность личности.
И.Ф. Харламов[42] дает схожую с Н.Г Морозовой трактовку и пишет о том, что познавательный интерес это эмоционально-окрашенная потребность, которая проходит стадию мотивации и придает деятельности человека увлекательный характер.
В.С. Ильин [21] предполагает, что основа развития познавательного интереса это преодоление ребенком противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, т.е. теми потребностями, которыми он обладает на данный момент.
И.А. Сапронов [38] определяет познавательный интерес как причину, обозначавшую познавательно-эмоциональную позицию ученика. Он считает, что интерес - это отражение сложных процессов, происходящих в мотивационной сфере.
М.С. Якимова [45] обращает внимание на то, что познавательный интерес является одним из важных мотивов учения школьников. Эмоциональная деятельность в младшем школьном возрасте занимает особое место, и автор выделяет эмоциональное отношение к миру как ключевое.
В своей статье М.С. Якимова [45] также выделяет стадии развития познавательного интереса, такие как, интерес-переживание, интерес-направленность, интерес-потребность.
Первая стадия – интерес-переживание, меняется при соответствующих условиях в мотивах деятельности. Интерес-направленность способствует тому, чтобы школьник смог самостоятельно осмыслить, оценить объект своего интереса. Третья стадия, интерес-потребность, указывает на изменение интереса в устойчивую личностную характеристику. Проанализировав данные стадии, можно установить направление развития познавательного интереса: от созерцательного отношения к деятельностному участию.
Проанализировав различные трактовки «познавательного интереса», можно вывести главное определение, которое дала Г.И. Щукина. Она охарактеризовала познавательный интерес у младших школьников, как свойство личности, включающее в себя мотивационный, содержательно-деятельностный и эмоционально-оценочный компоненты, которая возникает при включении младших школьников в значимую для них деятельность [44].
В развитии познавательного интереса можно выделить несколько уровней – любопытство, любознательность, познавательный интерес, творческий интерес. Данные уровни определяют степень влияния познавательного интереса на личность.
Любопытство – начальный уровень познавательного интереса. Оно определяется внешними обстоятельствами, привлекающими внимание человека. На данном уровне стремления к познанию нет, но оно может служить начальным толчком. Любопытство – это стремление узнать что-то новое. Интерес данного уровня – фрагментарный, ситуативный, связанный с переживаниями в данный момент. Данный уровень характерен для младшего школьного возраста, так как ему интересно все. Интерес имеет яркую эмоциональную окраску, но данный интерес неглубок. В старшем возрасте любопытство не исчезает, оно приобретает иную форму [2, C.40].
Более высокий уровень познавательного интереса – любознательность – это готовность учеников глубже анализировать явления действительности. На данном уровне еще присутствует интерес к описаниям, но он носит поисковый характер, связанный с желанием получить более глубокие знания. Активность исходит со стороны самого человека, а не с внешней стороны. Для ученика становится привлекательной сама деятельность. Младший школьник становится субъектом деятельности. Затем идет переход на более высокий уровень [2, С.40].
Следующий уровень это собственно познавательный интерес. Он характеризуется тем, что школьник сам занимается поиском интересующей информации, ее анализом [2, С.41].
Под творческим интересом понимают такой уровень познавательного интереса, когда ученик стремится осуществить самостоятельную, творческую, поисковую деятельность. Этот интерес в основном связан с определенной отраслью знаний [2, С.41].
Школьник может находиться на одном из четырех уровней познавательного интереса в разные периоды обучения, переход с низкого уровня на высокий уровень очень индивидуален.
Г.И. Щукина [44] пишет, что уровни развития познавательно интереса не сменяют друг друга последовательно. Они сосуществуют, но для каждой возрастной группы характерно свое соотношение этих уровней.
Познавательные интересы формируются у детей в дошкольном возрасте. Старший дошкольник может прийти в образовательное учреждение начального общего образования с развитым кругозором, а также с информацией, которая не входит в содержание учебной программы. Но знания, которые были приобретены ребенком в дошкольный период, еще не систематизированы, их преобразование в логичную картину мира происходит с помощью учителя. Но если ребенок, поступая в школу, продолжает удовлетворять свои познавательные интересы за рамками школьного обучения, то процесс обучения для него будет равнодушным и не дающим ожидаемого результата [19, С.75]. Младший школьный возраст является временем для накопления знаний об окружающем мире и собственных отношений к нему. Познавательная активность является особенностью здоровой психики, а любознательность направлена на получение знаний об окружающей действительности. Развитие познавательного интереса происходит именно в младшем школьном возрасте и важно не упустить данный момент. Переход познавательного интереса в учебный интерес можно также отнести к развитию познавательного интереса. Младший школьник самостоятельно занимается поиском информации по проблеме, а затем стремится к познанию в конкретной науке. У учеников данного возраста учебный интерес носит ярко выраженный эмоциональный характер. Они стараются завершить действие и как можно быстрее получить результат [12,С. 12].
При анализе психолого-педагогической литературы и практической деятельности выявлены следующие показатели развития познавательного интереса:
- конкретные знания, умения, навыки, их качество и степень обобщенности;
- уровни развития психических процессов: внимания, памяти, воображения;
- уровень формирования мышления младшего школьника (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, конкретизация, абстракция) [4, С.193].
Вопрос активизации познавательной деятельности особенно актуален в условиях модернизации современного образования. Познавательные возможности и исследовательские умения являются основными компетенциями в учебной деятельности. Учащиеся приобретают следующие умения в познавательной деятельности:
- искать – означает умение находить нужную информацию разными способами: узнавать необходимый материал у родителей, одноклассников, друзей; консультироваться с учителями; работать с информационными источниками;
- думать – находить взаимосвязи между прошлым и настоящим, обращаться к своему личному опыту, подвергать сомнению различные высказывания, уметь противостоять трудностям, грамотно выражать свою точку зрения в дискуссиях, а также защищать свое мнение;
- планировать свои действия – в процессе выполнения задания четко представлять намеченную цель, продумывать последовательность действий, осмысливать каждый шаг и уметь рассчитывать собственные силы;
- сотрудничать – взаимодействовать в группах, принимать совместные решения, урегулировать конфликты, адекватно воспринимать критику других, уметь слушать и договариваться со всей группой, принимать свои обязанности;
- приниматься за дело – присоединятся к работе без напоминания других людей, нести ответственность в общем деле, вносить свой вклад в деятельность группы, адекватно оценивать достигнутый результат;
- адаптироваться – означает умение применять ранее полученные знания в незнакомой ситуации, использовать иные подходы при выполнении нестандартных заданий, а также преодолевать трудности, которые возникают при решении данных заданий [9, С.30].
Теория становится ближе, а деятельность жизненно значимой при наличии познавательного интереса.
Развитие познавательного интереса тесно связано с активностью личности. Познавательная активность углубляет познавательный интерес, а познавательный интерес порождает инициативность.
Учитывая характер познавательной деятельности субъекта, ученые определяют несколько уровней активности:
- репродуктивно-подражательная активность, которая предполагает накапливание опыта своей деятельности;
- поисково-исполнительская активность отражает самостоятельное понимание задачи и нахождение пути ее решения;
- творческая активность представляет собой постановку задачи самим учеником, пути решения которые являются новыми и оригинальными [22, С.45].
Развитие познавательного интереса представляет один из лучших вариантов тогда, когда оно происходит в соответствии с логикой учебной предмета и логикой самоопределения учащегося равномерно.
Список литературы
I Нормативные источники
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).
- Министерство образования и науки Российской Федерации: Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г. № 15785 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357).
II Научная и учебно-методическая литература
- Акименко О.Ю. Познавательный интерес и познавательная потребность школьника: проблемы и задачи // Психология и педагогика. – 2018. - № 11. – С. 195-199.
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М. : Просвещение, 2015. 208 с.
- Баринова О.В. Дифференцированное обучение решению математических задач // Начальная школа. 2017, No2. С.41-44.
- Беляев М.Ф. Психология интереса. М. : Просвещение, 2014. 259 с.
- Березина Ю.Ю. Критерии развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика общественного развития. 2015, No 8. С. 192-195.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону : Изд-во Ростовского университета, 1983. 172 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. : Педагогика, 2009. 231 c.
|